Бетонные трубы применение
Железобетонные трубы
История водопровода очень долга и за время своего существования подобные вспомогательные постройки претерпели множество изменений. Вначале это была просто канава, направляющая воду в нужном направлении. Потом канаву стали обкладывать камнями, дабы вода не загрязнялась так сильно. Следующей вехой развития водопровода стали трубы. Они защищают чистую воду от осадков, а технической наоборот не позволяют впитываться в почву, тем самым засоряя ее. Именно в таком виде водопровод дошел до нашего времени.
Трубы также изменялись по мере того, какой материал был наиболее популярен. Сперва трубы были керамическими, спустя немалый отрезок времени обожженная глина сменилась железом и чугуном, а вследствие им на смену пришли железобетонные изделия. Последние выгодно отличаются от своих предшественников износостойкостью и прочностью. И действительно: бетон, укрепленный железными прутами в десятки, если не сотни раз прочнее керамики, да и ржавению не подвержен, в отличие от железа.
Сегодня, несмотря на целый ряд преимуществ, наряду с железобетонными трубами используются и железные, а также пластиковые. Но каждый вид применяется для своих собственных целей. Самые универсальные - жби, поэтому сегодня мы поговорим именно о них.
Области применения железобетонных труб
Чаще всего жби трубы применяются в промышленном с строительстве. Вторая по популярности группа - это водоотводы в дорожном покрытии. Довольно редко можно встретить железобетонные трубы в частном строительстве.
Промышленное строительство
Этот вид труб обрел огромную популярность в области промышленного строительства благодаря огромному диаметру самих труб. Как правило, практически на любом производстве используется просто огромное количество воды. Соответственно, нужен водопровод повышенной проходимости, а труба диаметром метр и более способна пропустить через себя просто колоссальное количество литров жидкости. Второе условие, выполнение которого предоставило железобетонным трубам такую востребованность в промышленности - их нейтральное реагирование на химически активные вещества. То есть, если нужно отвести едкие отходы, то лучше всего делать это по бетонным трубам. Там, где пластик начнет плавиться, а железо или чугун покрываться коррозией, бетон будет служить долгие годы и десятилетия.
Дорожные водопроводы
Когда дорога идет по насыпи, а возле нее идет река, то нужно организовать нормальный канал для спуска воды в половодье. Если этого не сделать, то паводок просто затопит асфальт. А если дорога грунтовая - то и вовсе превратит ее в непроходимое месиво из грязи. Для того, чтобы этого не случилось, в насыпи устраивают каналы, по которым лишняя вода сходит. Для того, чтобы земля, составляющая стенки каналов, не осыпалась, их укрепляют железобетонными трубами. И тут в дело вступает второе их достоинство - огромная прочность. Специально для того, чтобы трубы могли выдерживать немалый вес почвы, а также и дополняющий его вес асфальта и проезжающих мимо машин, внутри бетона проходят металлические пруты, образовывающие «костяк» трубы. Само собой, пруты применяются при производстве любых железобетонных труб, но здесь пример их полезности наиболее ярок.
Частное строительство
Под определением «частное строительство» мы подразумеваем применение железобетонных труб для жилых зданий. В городских условиях из таких труб делается канализация. Зачастую это все же, колодцы для обслуживания канализационной сети. Но жби трубы нашли применение не только в городских условиях. также можно их встретить и при обустройстве частных участков. Из них делаются колодцы для хранения воды. Благодаря своей герметичности трубы могут вполне успешно служить резервуарами как для технической, так и питьевой воды.
Виды железобетонных труб
Трубы различаются по способу сборки:
- Фальцевые. Они имеют резкий переход от обычного диаметра к более тонкому с одной стороны и к более широкому с другой. Подобные переходы обеспечивают легкость в монтаже трубопроводов;
- Раструбные. Имеют подобную форму. Единственное отличие - это то, что перепады диаметров на концах труб более сглажены.
А также по назначению:
1) Безнапорные. Такие трубы рассчитаны на то, что жидкость в них будет транспортироваться самотеком, а ее уровень не будет превышать половины от диаметра трубы. Невзирая на то, что изнутри труба имеет уменьшенную прочность, снаружи она может также выдерживать весьма высокие нагрузки;
2) Напорные. Особенность таких изделий заключается в том, что толщина стен труб может иметь толщину в десятую часть от общего диаметра самой трубы. Жидкости в таких трубах подаются под очень большим давлением. назначение подобных трубопроводов - обеспечение магистрали для жидкости между крупными предприятиями или между городами;
3) Специальные. Они используются в особо экстремальных условиях, когда давление снаружи и изнутри просто колоссальное. Такие железобетонные трубы очень толстые и прочные. Длина же их не превышает 5 метров.
Способ герметизации железобетонных труб
В большинстве своем представленные сегодня на рынке жби труб - это развальцованные. Они немного сужаются к одной стороне, а на другой имеют утолщение наподобие воронки. Таким образом они очень удобно монтируются, просто-напросто вставляясь одна в другую. Для того, чтобы обеспечить герметизацию, в местах стыков вставляются резиновые прокладки. таким образом любая жидкость, проходящая по ним, никуда не вытекает из трубопровода, да и внутрь ничего не попадает. В итоге получается герметичный водопровод, который довольно легко монтируется. Также резиновые прокладки позволяют делать изгибы в трубопроводе. Небольшой градус отклонения увеличивается с каждой новой секцией.
Колена в данном случае не применимы по двум причинам:
a) Они крайне сложны в изготовлении;
b) При больших напорах жидкости бетон будет разбиваться в местах резких изгибов.
Изготовление железобетонных труб
Весь цикл производства начинается с создания «скелета» трубы. Он состоит из железных прутьев. Один, самый длинный, скручивается спиралью, вокруг которой привариваются прямые пруты. Первый придает конструкции прочность, позволяя выдерживать сильное давление (это особенно актуально при прокладывании трубопровода в почве). Ну а вторые позволяют трубам «безболезненно» выдерживать «выносной» монтаж, когда конец трубы висит в воздухе, выходя из земляной насыпи.
После этого эту основу помещают в форму, в которую постепенно заливается бетон. Он изготавливается по стандартной технологии: песок смешивается с цементом и мелким колотым щебнем.
И вот на этом этапе изготовления производство разделяется на два основных вида:
- Радиально-разбросочный. По мере того, как раствор заливается в форму, в нее также помещают миксер, который вращаясь с огромной скоростью, разбрасывает бетон на арматуру, к которой он и прилипает;
- Прессовочный. В центр формы помещается капсула, изготовленная из похожего на резину материала. В первую очередь надувается капсула, после чего в форму заливается раствор. После того, как поселений высохнет до тех пор, когда сможет держать форму, жидкость из капсулы откачивается и она извлекается из уже готовой трубы.
После этого труба извлекается из формы и отправляется в специальный цех, где обрабатывается горячим (70 градусов по Цельсию) паром на протяжении 6 часов. Это делается для того, чтобы придать бетону дополнительную прочность. Если не сделать последнего шага, то хваленая прочность железобетонных труб остается минимальной и они не могут выдержать сколь-либо серьезного давления, попросту рассыпаясь.
Последним идет этап контроля. Под специальным прессом проверяется прочность труб. Если образец не может «сдать нормативов» и лопается при проверке, то такая партия полностью снимается с продажи.
Особенно нужно отметить весьма низкую себестоимость производства таких труб. Также немаловажным является тот факт, что подобное строение железного каркаса позволяет очень значительно сократить использование металлических прутов при условии, что прочность конструкции не пострадает.
Транспортировка железобетонных труб
Перевозка жби труб - это довольно трудоемкий процесс. И в этом деле лучше довериться профессионалам. А все из-за формы самих труб. Если их плохо закрепить, то на поворотах они будут кататься по кузову грузовика и придавать ему дополнительное раскачивание. нередки такие случаи, когда из-за халатного отношения именно у закреплению труб в кузове, прицепы с ними переворачивались. А подобное всегда заканчивается одинаково - хрупкий бетон раскалывается и труба ломается, тем самым превращаясь просто в кучу мусора. Кроме того очень важно мастерство водителя: в дороге возможны различные форсмажорные ситуации и только от того, насколько точно и грамотно поведет себя водитель транспорта зависит - приедет груз целым или не приедет вообще.
Транспортировка труб производится только в прицепах, которые везут грузовые тягачи. Возить подобные изделия в кузове самого автомобиля запрещено по причине, описанной выше. Если перевернется прицеп последствия будут значительно меньшими, чем если бы перевернулся сам грузовик. В один прицеп грузится до трех труб, но чаще они возятся поодиночке. Если же укладываются три трубы, то нижние надежно закрепляются, а в ложбинку, образованную между ними, укладывается еще одна. Верхняя труба также должна быть надежно закреплена. Дороги, использующиеся для перевозки должны быть с максимально ровным асфальтовым покрытием, а если это недостижимо, то нужно выбирать путь с минимальным количеством резких поворотов.
Железобетонные трубы - один из лучших стройматериалов при прокладке трубопроводов высокой нагруженности. Благодаря их вводу в строительство стало возможно прокладывать трубопроводы на дальние расстояния и пропускать через них невероятные количества жидкостей, будь то химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, нефть и продукты ее обработки или же питьевая вода.